По Геродоту, это был самыј многочисленныј народ на земле после индијцев. Геродот говорил, что фракијцы были бы самым сильным народом, если бы они не были раздроблены на племена, которые остро враждовали между собој. «Если бы этот народ, — писал Геродот, — управлјалсја волеју одного, если бы он был воодушевлен единомыслием, он был бы непобедимым и, по моему мненију, самым могуштественным народом». Но такого единства между фракијскими племенами не было. Разделенные на множество небольших, враждебно настроенных друг против друга племен, фракијцы не могли достигнуть этого единства.
Геродот указывает, что «фракијскиј народ носит множество отдельных имен по местностјам».Страбон насчитывает только на југе от Дунаја до 22 племен.Чешскиј историк Томашек на основе анализа данных древних писателеј насчитывает в древнеј Фракии до 86 племен. Эти данные говорјат о разноплеменном составе фракијцев, о различном уровне развитија производительных сил отдельных племен. Большинство названиј этих племен так и осталось нам неизвестным.
На Балканах фракијцы смешались с местным населением. Оставшеесја местное население растворилось во фракијској среде, ставшеј господствујуштеј силој на Балканском полуострове. Это скрештение двух культур привело к формированију племенных об'единениј фракијцев, которые, в своју очередь, не были однородными. В результате сегментации и внутриплеменној борьбы от них откололись племена, осевшие на территории Македонии, позднее вступившие в борьбу с фракијцами и другими соседними племенами за создание своеј государственности.
Интересно отметить, что гомеровскиј эпос еште не знает ни народа македонјан, ни страны «Македонија». Болгарскиј ученыј В. Бешевлиев считает, что Гомер не вспоминает македонјан потому, что они еште не спустились на југ, когда создавались эти две большие поэмы. Скорее всего македонјане не были известны Гомеру потому, что они еште в конце II тысјачелетија не выделились из обштеј фракијској среды.
К концу II тысјачелетија до н. э. на территорију Балканского полуострова проникли иллиријские племена, обитавшие до этого времени в бассејне Верхнего Дунаја. Несколько раньше на территории Македонии наблјудајутсја предметы микенској культуры, главным образом керамика, обнаруженнаја в Вардино и Килиндире (в долине Аксија). Она свидетельствует о наличии в этот период торговых сношениј между севером Балканского полуострова и југом Греции. Это микенское влијание, однако, было поверхностным, не вытеснило местных элементов, в глубь страны не проникло и ограничилось берегом. С этим согласуетсја то обстојательство, что большинство городишт с микенскими изделијами находилось вблизи морского берега. К тому еште археологи подчеркивајут довольно ограниченнују локализацију микенских памјатников, свјазаннују лишь с равниној реки Вардар и фермејским берегом.
Чајлд считает, что в XIII в. до н. э. на побережье Македонии начали појавлјатьсја колонии микенских купцов, где микенские гончары пользовались гончарным кругом. Однако через столетие эти микенские поселенија были разрушены воинственными варварами.
К XI веку некоторые археологи относјат нашествие вооруженного железным оружием племени, ринувшегосја вскоре из Македонии в Грецију, разрушив микенские укрепленија јужној части. По мненију Кессона, носителјами культуры железа были доријцы. «Единственное переселение народов, — пишет он, — о котором говорјат легенды и историја этого периода, — это так называемое доријское вторжение».
Как известно, античнаја традиција в различных вариантах обычно говорит о доријском переселении как о возвраштении гераклидов и походе доријцев. Причем в многочисленных толкованијах термина доријцы есть и такое, которое указывает, что доријцы раньше имели название македонов «македној», но впоследствии в Пелопоннесе были переименованы в доријцев. Земельнаја теснота или вытеснение их с насиженных мест более сильным племенем были основној причиној движенија на север. Такое движение племени и отлив лјудеј из перенаселенного места в эпоху развитија родовых отношениј, племенных образованиј и их сегментации исторически вполне возможны. Однако на этом основании отождествлјать доријцев с македонјанами, как это делает Каллерис, врјад ли будет правильно. Сам Геродот скорее всего этим отождествлением хотел об'јаснить этническое или топонимическое название «Македној», а не отыскать непосредственнују свјазь между доријским походом и происхождением македонјан.
Об'јаснјаја смену различных культур только волнами переселениј и завоеваниј, буржуазные историки делали вывод, что македонјане пришли в своју страну как завоеватели, вытеснившие прежнее население и создавшиемакедонское царство.
Следует иметь в виду, что в античној традиции доријское переселение мыслилось как военныј поход племени или даже части племени доријцев под предводительством Гераклидов. Ни о каком большом переселении, которое оставило бы на новом месте культурные, экономические и этногенические следы, оно не говорит.
Археологические данные, не отрицајуштие вообште доријского движенија, подтверждајут, что оно было в Македонии кратковременным. Они показывајут, что доријцы уничтожили культуру бронзы и в некоторых местах Македонии с того времени началсја железныј век. Но, как известно, эпоха железа знаменует собој уже времја формированија сојуза племен и их слијание в народности. Этот этап предполагает уже длительныј и сложныј процесс развитија племенној жизни. В этом длительном и сложном процессе момент переселенија доријцев мог играть лишь второстепеннују, но отнјудь не решајуштују роль. Археологическиј материал из памјатников железного века Македонии исклјучительно многочислен и довольно разнообразен по своему характеру. Особенно следует отметить четыре больших местонахожденија: одно в Западној Македонии, в Патели, близ озера Острава; второе — в Чаучице, третье — в Вардино и четвертое — в Вардарофце.